Логин:
Пароль:

SITE LOGO

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Модератор форума: LEX  
ФОРУМ | DEPECHE MODE | CLAN | » Обсуждения и флейм ("бла-бла-бла") » Общение и обсуждения » Art Therapy (Всё об искусстве( о художниках, картинах, выставках))
Art Therapy
HigherLoveDate: Четверг, 2006-05-04, 3:33 PM | Message # 1
Passion Devotee
Group: VIP
Posts: 1976
Reputation: 15
Status: ОффЛайн
Иероним Босх

(ок. 1460 -1516)
Иероним Босх (Иеронимус Антонисзон ван Акен) — выдающийся нидерландский живописец, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе.

Творчество этого выдающегося нидерландского живописца остается волнующим, загадочным и удивительно современным. Спустя четыре столетия после его смерти сюрреалисты нарекли Босха «почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени... воплотил бредовое мировоззрение конца средневековья, исполненное волшебства и чертовщины».
В нем видели предшественника сюрреализма, этакого опередившего свое время Сальвадора Дали, черпавшего свои образы в сфере бессознательного; видели психопата, страдающего эдиповым комплексом и одержимого сексом. Предполагали, что он был знаком с практикой алхимии, астрологии, магии, спиритизма, оккультных наук, владел искусством применения галлюциногенов, вызывающих адские видения...
Некоторые из этих гипотез устарели, иные при всей их привлекательности не подтверждаются фактами; есть и такие, что дали ключи к пониманию картин, но часто противоречивые и во всяком случае не всеобъемлющие.

Удивителен подход художника к решению пространственных задач. В больших фантасмагориях он создает и неопределенное пространство, в котором множество движущихся фигур выстроено в горизонтальные или волнистые цепочки, образующие единый передний план. В некоторых босховских картинах отсутствует перспектива, но даже там, где она есть, художник смотрит на изображаемый мир сверху, как наблюдатель.

Мир Босха так и остаётся неразрешенной загадкой.

Жизненный и творческий путь Иеронима (Иероена) ван Акена неразрывно связан с его родным Хертогенбосом небольшого ныне голландского городка близ бельгийской границы, а в те времена — одного из четырех главных городов герцогства Брабант. Окончание его названия и послужило основой для псевдонима Босх.
Иероним родился около 1460 г. в большой семье потомственных художников. Живописью занимались дед Босха Ян ван Акен и его брат, двое дядей, отец — Антонис ван Акен и брат Гооссен, который в 1478 г. унаследовал отцовскую мастерскую. Mать происходила из семьи резчика по дереву. Иероним был с детства окружен художественной средой, приобщился к семейным художественно-ремесленным традициям.

Затем последовало обучение в нидерландских городах Харлеме и Делфте, где молодой художник познакомилея с искусством Рогира ван дер Вейдена, Дирка Боутса, Гертгена тот Синт Янса, влияние которых ощущалось потом в разные периоды его творчества. В 1480 г. Босх вернулся в Хертогенбос уже свободным мастером-живописцем.

В следующем году он заключил брак с Алейд Гойартс ван дер Меервенне (Мервей). Эта девушка из богатой и знатной семьи принесла в приданое мужу солидное состояние, предоставив ему право распоряжаться им по своему усмотрению.
Брак Иеронима не был особо счастливым (супруги не имели детей), но он дал художнику материальное благополучие, положение в обществе и независимость: даже выполняя заказы, он мог себе позволить писать так, как хотел.
Ни одна из дошедших работ Босха не датирована им самим. Поэтому, предположительно, первые известные его картины, носившие сатирический характер, относятся к середине 1470-х гг. Созданные в 1475-1480гг. картины «Семь смертных грехов», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Удаление камней глупости» («Операция глупости») носят ярко выраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры.

Не случайно испанский король Филипп II распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Здесь еще чувствуется неуверенность штриха молодого художника, он использует лишь отдельные элементы символического языка, которые позже заполнят все его произведения.
Немногочисленны они и в картинах «Операция глупости» и «Фокусник», высмеивающих людскую наивность, которой пользуются шарлатаны, в том числе и в монашеском одеянии.

Еще острее Босх. высмеял церковников в картине «Корабль дураков» (1490-1500гг.), где подвыпившие монашкa и монах горланят песню в компании простолюдинов на утлом суденышке, управляемом шутом.
Резко осуждавший развращенность духовенства, Босх все же вряд ли являлся еретиком, как утверждал современный немецкий искусствовед В. Френглер. Хотя свой путь к постижению Бога он искал вне официальной церкви.

В 1486-1487гг. художник вступил в Братство Богоматери в Хертогенбосе, основанное группой светских и духовных лиц. Это религиозное братство было создано в 1318 году, на основе культа Девы Марии; его члены много занимались благотворительной и просветительской деятельностью. Босх состоял почетным членом Братства и выполнил ряд работ по его заказу: цветной витраж для капеллы в церкви Святого Иоанна, роспись и позолоту алтаря, картину с сюжетом «Распятия» и др.

Как член Братства Богоматери Босх был, несомненно, знаком с богословской литературой, знал жития Святых, описания их видений. Кроме того, он был осведомлен о достижениях современных ему наук, интересовался алхимией, астрологией, народной медициной, имел понятия об инженерном и строительном деле. Но самое главное — он был знатоком народной мудрости: пословиц, загадок, притч.
Одним словом, Иероним Босх был образованным человеком своего времени. Для нас особенно важно, как он претворял свои познания в мир фантастических образов.

Одним из примеров претворения этих знаний в художественные образы является трехстворчатый алтарь, названный Босхом «Воз сена». Сюжет его, видимо, основывался на старой нидерландской пословице: «Мир,— стог сена, и каждый старается ухватить с него сколько может». Это было первое крупное произведение мастера зрелого периода, в котором он выступает великолепным рассказчиком, объединяющим основной темой множество занимательных эпизодов и символов.

Внешние створки алтаря(закрытого) изображали будничную, хорошо знакомую зрителю сцену: по дороге—символу земной жизни — бредет усталый, оборванный путник. Вокруг он видит множество примет торжеств ующего зла: грабежи, насилие, казни, злобно рычащую на него собачонку, кружащееся над падалью воронье. Впоследствии этот образ найдет свое развитие в картине «Бродяга», или «Блудный сын», 1510 г.

Особенно много загадок и по сей день таит в себе другой босховский триптих — «Сад земных наслаждений» (Около 1510-1515гг.), в котором художник выступает во всеоружии своего мастерства.
Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Влюбленные беззастенчиво предаются любовным утехам в водоемах, в невероятных хрустальных сооружениях, скрываются под кожурой огромных плодов или в створках раковины. Великолепная по живописи картина напоминает яркий ковер, сотканный из сияющих и нежных красок. Но это прекрасное видение обманчиво, ибо за ним скрываются грехи и пороки, представленные художником в виде многочисленных символов, заимствованных из народных поверий, мистической литературы и алхимии.

Первым расшифровать это произведение попытался испанский монахом Фреем Иосифом Сигуэнцей (Хосе де Сигуенса), в 1605 г. Он считал, что в нем дан собирательный образ земной жизни человека, погрязшеro в греховных наслаждениях и забывшего о первозданной красоте утраченного рая и потому обреченного на гибель в аду.
Хосе де Сигуенса писал: «На мой взгляд, различие между картинами этого художника и картинами всех остальных заключается в том, что остальные стремятся изобразить человека таким, каким он выглядит снаружи, в то время как один лишь он имел достаточно мужества изобразить человека изнутри».

Будучи человеком весьма образованным для своего времени, оригинально мыслящим, Босх умел проникать в самую суть вещей и явлений. Поэтому все его картины — это причудливые гротески с глубоким философским подтекстом.

Особенно подходит это определение для произведений зрелого и позднего периодов творчества художника («Иоанн Креститель в размышлениях», «Молитва Св.Иеронима», «Святой Иоанн на Патмосе»,«Искушение Святого Антония», «Страшный суд»)
В них есть так много неоднозначного и таинственного, что о Босхе до сих пор порой говорят как о человеке, побывавшем на Страшном суде. Но «выступая в своем искусстве как мыслитель, он глядел на мир глазами художника».

Новаторство живописной техники Босха приводило современников в восхищение не меньше, чем изобретаемые им образы. На фоне суховатой живописи большинства фламандских и голландских художников того времени его картины выглядели живыми и динамичными, краски — сочными, а мазок — быстрым и выразительным.
Он умел писать нежными, прозрачными оттенками, создавая тончайшие колористические сочетания и блестяще используя удары ярких красок.

Особенно хороши босховские фоны с изображением пейзажей и архитектурных сооружений. Чаще всего это реальные нидерландские ландшафты, которые художник писал в окрестностях своего земельного владения в Оиршоте, полученного им в 1484 г. в наследство от родственников жены. Созданные с большим мастерством и достоверностью, они являются такими же «действующими лицами» его композиций, как и персонажи. Мастерское изображение ландшафтов сделало Босха одним из основоположников европейской пейзажной живописи.

В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). В них он уходит от изображения фантастических чудовищ преисподней, но пришедшие им на смену реальные образы палачей и свидетелей трагедии — злобных или равнодушных, жестоких или завистливых — гораздо страшнее босховских фантазий.

В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Это было последнее произведение Босха.

Он скончался в 1516 г. и был с почестями похоронен 9 августа в родном Хертогенбосе.

Трудно судить о том, насколько художник был понят своими современниками. Известно лишь, что при жизни Босха его произведения пользовались широкой популярностью.
Hаибольший интерес к творчеству художника проявился в Испании и Португалии. Там сложились самые большие коллекции его полотен. Фантастические, страшные сцены картин Босха были близки и интересны преисполненному религиозных чувств испанскому зрителю.
Серьезное изучение творчества Босха началось на рубеже XIX и ХХ веков. К этому времени он был практически забыт, его имя почти не упоминалось ни в энциклопедиях, ни в учебниках. Cобратья-художники как бы не замечали его, и в истории искусства фигуру этого мастера долгое время обходили молчанием или снабжали противоречивым комментарием.

Но, независимо от всех этих мнений и оценок, сегодня Босх признан непревзойденным изобретателем образов, замечательным колористом и рисовальщиком, большой и самобытной личностью, размышлявшей о мире и его противоречивой сложности, о человеке и его незащищенности перед лицом духовной и физической опасности.

А спустя полвека после смерти Босха с такими же раздумьями над судьбами человечества придет в искусство его, не менее выдающийся соотечественник, — Питер Брейгель Старший, чтобы продолжить творческий поиск, начатый великим предшественником.

ИСТОЧНИК


Moved, lifted higher
Moved, my soul's on fire
Moved, by a higher love


Post edited by HigherLove - Четверг, 2006-05-04, 11:40 PM
 
HigherLoveDate: Четверг, 2006-05-04, 3:40 PM | Message # 2
Passion Devotee
Group: VIP
Posts: 1976
Reputation: 15
Status: ОффЛайн
Иероним Босх
(ок. 1460 -1516)
Видения потустороннего мира
около 1500-1504гг.
Венеция, Дворец дожей, Италия

Эти четыре картины входили в полиптих. (Полиптих — многостворчатый живописный или рельефный складень или несколько картин, связанных общим замыслом, а также единством цветового и композиционного строя).

Вероятно, это были два крылья алтаря. "Страшный суд" был центральной картиной. Согласно канонам, "Вознесение праведников" и "Земной Рай" находились слева, а "Ад" и "Падение грешников" —справа.

31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую

41Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его
46 И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.
(Евангелие от Матфея 25)

Положение Ада и Рая на алтарях обычно зеркально, т.к зритель стоит лицом к ним.


Moved, lifted higher
Moved, my soul's on fire
Moved, by a higher love


Post edited by HigherLove - Четверг, 2006-05-04, 11:50 PM
 
HigherLoveDate: Четверг, 2006-05-04, 3:42 PM | Message # 3
Passion Devotee
Group: VIP
Posts: 1976
Reputation: 15
Status: ОффЛайн


Иероним Босх
(ок. 1460 -1516)
Удаление камней глупости
1475-80гг ,дерево, масло, 48 x 35 см.
Музей Прадо, Мадрид, Испания

Золотая надпись, которая является трудной для чтения современного читателя, расшифровывается: ''Meester snijt de keye ras /Myne name is lubbert das" - Мастер, удалите быстро камни. / Меня зовут Lubbert.

Надписи в подобном стиле можно быть найти на гербах этого периода. Текст здесь, однако, связан со сценой : четыре фигуры на фоне пейзаже. У человека, сидящего на стуле, что-то удаляют из головы с помощью трубки. Монах, с оловянным кувшином в руке, кажется, комментирует сцену. Четвертая фигура, женщина с книгой на голове, беспристрастно наблюдает за происходящим.

Что значит эта сцена и надпись "Мастер, удалите быстро камни." (у Лабберта)? В Средневековье выражением "у него камень в голове" , пользовались, чтобы сказать, что кто - то глупец (дурак). Так что Лабберт хочет быть вылеченным от глупости как можно скорее. Однако, то, что хирург удаляет из головы, не "камень глупости", а цветок, как лежащий на столе.

На картине присутствуют и другие предметы:
перевернутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости
кувшин, висящий на поясе хирурга — ненасытность, жадность
книга на голове женщины — сейчас это, к сожалению, не ясно.

В 1956г были попытки объяснить связь между камнем и цветком, обращаясь к старым словарям. Установлено, что слово "tulpe" имеет коннотацию (связь) с глупостью, гвоздики — связаны со словом "keyken" (немного камня). Возможно, Босх обратился к символам, чтобы изобразить цветы вместо камней.


Moved, lifted higher
Moved, my soul's on fire
Moved, by a higher love
 
HigherLoveDate: Четверг, 2006-05-04, 3:43 PM | Message # 4
Passion Devotee
Group: VIP
Posts: 1976
Reputation: 15
Status: ОффЛайн

Иероним Босх
(ок. 1460 -1516)
Скупой и смерть
около 1490г., дерево, масло, 92,6 x 30,8 см.
Национальная галерея искусства, Вашингтон, США

На картине — рассказ-мораль, рассказ-предупреждение, рассказ-басня.

В постели — голый, умираюший человек. Он был знатен и богат. У края кровати сундук с богатствами. Доспехи говорят, что нажил он их в войнах.
Человек показан ещё в здравии. Он любовно разглядывает свои ценности, добавляя новые монеты. Демон жадности подставляет руки.
Скупой — он и сам одет бедно, и другим не оказывал помощь. Всё складывал в сундук.
Но пришёл его час. Смерть заберёт его голым, а он удивлён (смерть никогда не ожидается), и всё ещё не в силах расстаться с нажитым.
Рядом, его ангел-хранитель пытается привлечь его внимание, обратиться к Богу, но все мысли скупца заняты очередным мешком с деньгами, предлагаемым демоном. Как будто от Смерти можно откупиться!


Moved, lifted higher
Moved, my soul's on fire
Moved, by a higher love
 
HigherLoveDate: Четверг, 2006-05-04, 3:44 PM | Message # 5
Passion Devotee
Group: VIP
Posts: 1976
Reputation: 15
Status: ОффЛайн


Иероним Босх
(ок. 1460 -1516)
Брак в Кане
1475-1480г. ,дерево, масло
музей Бойманса - ван Бенингена, Роттердам, Нидерла

Город Кана, недалеко от Назарета, (Еванг. от Иоанна, гл. 2, 1-12) - место первого чуда Иисуса Христа. Он был приглашен c Матерью и учениками. Во время брачного пира не хватило вина. В доме находилось шесть больших каменных сосудов, в которые наливалась вода для омовения. Иисус Христос велел наполнить эти сосуды водою. И когда наполнили их до верха, сказал слугам: "теперь почерпните и несите к распорядителю пира". Слуги почерпнули и принесли к распорядителю. Распорядитель попробовал и увидел, что это самое лучшее вино. Тогда он позвал жениха и сказал: "всякий человек сперва подает хорошее вино, а потом худшее, ты же сберег хорошее вино до сих пор". Так говорил распорядитель потому, что еще не знал, откуда это вино. Знали только слуги, черпавшие воду.

Сюжет библейский, но посмотрите на гостей и слуг, слева. Они злорадствуют, смеются над чужой неприятностью.


Moved, lifted higher
Moved, my soul's on fire
Moved, by a higher love
 
HigherLoveDate: Четверг, 2006-05-04, 3:46 PM | Message # 6
Passion Devotee
Group: VIP
Posts: 1976
Reputation: 15
Status: ОффЛайн


Иероним Босх
(ок. 1460 -1516)
Фокусник
1475-80гг., дерево, масло, 53 x 65 см.
Национальный музей , Сен-Жермен-ан-Ле(пригород Парижа), Фран

"Фокусник" — одна из ранних работ Босха.
Фокусник установил свой стол у стены, рядом с дорогой. Каждый прохожий останавливается и с интересом наблюдает. К удивлению всех, фокусник показывает, что он вынул маленькую лягушку изо рта старика. В это время, воришка, может и напарник фокусника, опустошает карман простофили.

Сова, смотрящая из корзины - типичый, для Босха, символ зла.
Под столом сидит маленькая собачка или обезьянка в костюме шута - символ обмана


Такую сцену можно увидеть и сейчас, через 500 лет. Другие лица и одежда, но так же простофиля следит за напёрсточником или фокусником.
"Склонность человечества к глупости может привести к злу. " - говорит, теперь уже нам, Иероним Босх.


Moved, lifted higher
Moved, my soul's on fire
Moved, by a higher love
 
HigherLoveDate: Четверг, 2006-05-04, 3:51 PM | Message # 7
Passion Devotee
Group: VIP
Posts: 1976
Reputation: 15
Status: ОффЛайн

Иероним Босх
(ок. 1460 -1516)
Семь смертных грехов
1475-80гг., дерево, масло, 120 x 150 см.
музей Прадо, Мадрид, Испания

"Семь смертных грехов" — одна из самых ранних известных работ Босха. Она имеет ярко выраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры. Работа упоминается в литературе как настольная, наверное потому, что сцены в центре должны рассматриваться под разными углами. Так ли это — не установлено. Однако, точно известно, что испанский король Филипп II распорядился хранить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры.

Центральная круглая композиция этой картины напоминает глаз — Всевидящее око Бога, наблюдающее за грешным человечеством, в зрачке которого изображена фигура Христа, предупреждающего и благословляющего на добрые дела. Христос окружен кругом золотых лучей .
Ниже надпись: "Берегись, берегись, Бог видит всё".

Дальше следует представлениe семи смертных грехов, способных погубить душу, с их латинскими названиями: гнев, гордыня, сладострастие(похоть), лень, чревоугодие, алчность(жадность) и зависть.
Художник находит для каждого из них понятный, жизненный пример, показанный с насмешкой. Можно посмотреть крупнее,( вращение против часовой стрелки; так задумал Босх)

В центре — Христос, в золотом ореоле радужной оболочки "всевидящего глаза Бога" . И надпись: "Берегись, берегись, Бог видит всё".

Ниже — cемь смертных грехов, расположенные по кругу.

1. Прямо перед Вами сцена ревности, драка, изображающая ГНЕВ.
На зелёной лужайке перед гостиницей — драка. Человек в необычном, для того времени, головном уборе, бросив плащ, накинулся на женщину. Второй (возможно, соперник) - одел на голову стол, как шлем, тоже вынул нож и приготовился вступиться за неё.
Перевёрнутый стол, шляпа на полу, кувшин в руках у женщины говорят, что это люди изрядно выпили, и это не начало ссоры.

Канонический список семи смертных грехов был составлен в VI веке Римским Папой Григорием Великим и включал: гордыню, зависть, алчность(жадность), чревоугодие, похоть(сладострастие), уныние(другие источники предлагают лень), гнев.

Библия, хотя и не приводит точного перечня грехов, но в ветхозаветных Десяти Заповедях, данных Богом Моисею на горе Синай, предостерегает от их совершения.
Босх выбрал тот порядок грехов, какой был принят в его время.

Выше и ниже круга в центре картины - два текста Ветхого Завета из книги Второзакония (32:28-29 и 32: 20).

28 Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла.
29 О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет!

32:20 И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их; ибо они род развращенный; дети, в которых нет верности.

Художник напоминает людям, погруженным в каждодневную суету привычных, будничных грехов, повторяющихся снова и снова, что за злом неотступно следует воздаяние.

Четыре угла картины украшены сценами "четырех последних вещей" (по выражению проповедников того времени) :
Смерть, Страшный суд, Ад и Небесные врата

Смертное ложе (верх, левый угол)

Лежит истощенный человек. Последние минуты жизни, смерть уже рядом. Его окружают монахи и врач.
Под внимательным взглядом ангела-хранителя, монах молится о спасении души умирающего. Но, как в большинстве работ Босха, зло всегда рядом - подобный обезьяне, демон примостился рядом с ангелом.

Страшный суд (верх, правый угол)

Четыре тубящих ангела возвещают о начале Страшного суда. Христос сидит на прозрачном шаре, по обе стороны от него - избранные праведники. Внизу умоляющие о прощении проклятые грешники, которые тонут, отправляясь в Ад.

Ад (низ, левый угол)

Ад является самым поразительным из четырех сцен. Здесь показаны различные наказания, соответствующие семи смертным грехам.

Cлевa - пара в кровати, покрытая красным (символ прелюбодеяния).
Вокруг - множество демонов, готовящихся к пыткам.
В центре фигура, которую пытает демон в костюме монахини.
Следующая - лежит на каменной плите, готовая к расчленению.
Внизу - пару, (похожую на Адама и Еву), пытают и угрожет демон, несущий сферу.

Небесные врата(низ, правый угол)

Небесные врата... У входа Св Пётр и небесное трио ангелов приветствует новых граждане Города Бога, которые появляются в воротах голыми, как новорожденные малыши.

Даже здесь, у входа, притаился демон, надеясь сбить с пути праведную душу(слева, внизу). Но зоркий Архангел в красном плаще — на страже.

Христос с открытой книгой(в центре круга), сообщает решение Бога. Вокруг Дева Мария, апостолы и четыре коленопреклонённых ангела.
Справа — те, кто принимает прибывших и проводит их в Рай.


Moved, lifted higher
Moved, my soul's on fire
Moved, by a higher love


Post edited by HigherLove - Четверг, 2006-05-04, 3:54 PM
 
HigherLoveDate: Четверг, 2006-05-04, 3:56 PM | Message # 8
Passion Devotee
Group: VIP
Posts: 1976
Reputation: 15
Status: ОффЛайн

Иероним Босх
(ок. 1460 -1516)
Корабль дураков
1495-1500гг. , дерево, масло, 58 x 33см.
Лувр, Париж, Франция

Картина «Корабль дураков» относится к зрелому периоду творчества Босха.
Центральная тема «Корабля дураков» проходит через все творчество художника. Это осмеяние и осуждение пороков человеческого общества, глупости и зла, господствующих в мире.
Представление о «кораблях» широко распространилось еще во время средневековья. Существовали образы «Корабль господен» и «Корабль дьявола», олицетворявшие доброе и злое начала. Эти понятия имели обобщающий смысл: праведники и грешники находятся, соответственно, на своих кораблях.

Пассажиры корабля Босха— представители различных слоев общества. Главное место занимают монах и монахиня, пьянствующие с группой крестьян, горланящие какую-то песню под бренчание лютни.
Вместо мачты - дерево, сломанная ветвь служит рулем, ковш с длинной ручкой - веслом На мачте примостился шут в дурацком колпаке, пьющий вино.

Композиционным построением своей картины Босх подчеркивает неустойчивость и эфемерность корабля, бессмысленность происходящего. Фигуры плоские, грубые и уродливые, напоминают гротескные маски. Они кривляются, кричат, буйствуют, рискуя перевернуть корабль.
Каждая фигура и каждый предмет имеют символическое значение и намекают на человеческие пороки: невоздержанность, разврат, пьянство, обжорство, тщеславие.

Розовый флаг с полумесяцем и сова на дереве - симолы зла и ереси
Монах и монахиня, изображены в таких же позах, как пары в средневековых садах любви, которые, как правило, делают музыку прелюдей к занятию любовью.
Плоды вишни, лютня и винный кувшин - распутство и потеря самообладания от вина.

Автор явно хочет задеть зрителя за живое, шокировать, чтобы невольно на ум пришел вопрос: куда же плывет такой корабль?

Дураки на корабле - не безбожники, так как среди них - монах и монахиня, но они все живут "в глупости". Босх смеётся , но это - грустный смех.
Ведь всё человечество плывёт через море Времени на одном общем «Корабле». Мы все, кто больше, кто меньше, подвержены тем же порокам, что и "дураки". Мы едим, пьём, обманываем, играем в глупые игры. Тем временем наше судно дрейфует бесцельно.

Эксцентричный и загадочный гений, Босх ясно показал уродливые, зловещие и чудовищные вещи - скрытые существа нашего внутреннего мира.

"Корабль Дураков" - не о других людях, это - о нас. Это себе мы должны задать вопрос : куда же плывет НАШ корабль?


Moved, lifted higher
Moved, my soul's on fire
Moved, by a higher love
 
HigherLoveDate: Четверг, 2006-05-04, 3:57 PM | Message # 9
Passion Devotee
Group: VIP
Posts: 1976
Reputation: 15
Status: ОффЛайн

Иероним Босх
(ок. 1460 -1516)
Распятие на кресте, с донатором
1480-85гг., дерево, масло, 74,7 x 61 см.
Брюссель, Королевский музей изящных искусств

Иероним Босх известен работами, наполненными демоническими существами, показывая его исключительную независимость от традиции его времени. Однако, эта картина полностью соответствует иконографической традиции 15-ого столетия, одна из немногих работ владельца, содержащих портрет дарителя.

Донатор, стоящий на коленях, молится о спасении. Его сопровождает Святой Петр (с ключом), которого донатор считает своим покровителем. Повернувшисьсь к С-Иоанну Богослову, С-Петр представляет своего подопечного и просит за него.
С-Иоанн просит Деву Марию, обратиться к Сыну. Скоро, очень скоро, Он встретится с Всевышним и может заступиться за донатора.
Сцена изображается в месте, где действительно пытали осужденных преступников, на краю Брабантского города, который виден вдали. Сломанная виселица, разбросанные кости...

Личность дарителя не известна. Только его имя, Пётр, обозначено присутствием его святого покровителя. Костюм, который был принят в 15-ом столетии, указывает, что даритель был в свите лорда.
Не известно, одиночная ли это картина или это часть алтаря, имевшего боковые створки, что характерно для художника.


Moved, lifted higher
Moved, my soul's on fire
Moved, by a higher love
 
HigherLoveDate: Четверг, 2006-05-04, 4:05 PM | Message # 10
Passion Devotee
Group: VIP
Posts: 1976
Reputation: 15
Status: ОффЛайн


Иероним Босх
(ок. 1460 -1516)


Воз сена (триптих)


1500-02гг, музей Прадо, Мадрид, Испания

Грех и наказания за него — одна из главных тем работ Босха.Одним из примеров является триптих, названный Босхом «Воз сена».
Сюжет его, видимо, основывался на старой нидерландской пословице: «Мир,— стог сена, и каждый старается ухватить с него сколько может». Это было первое крупное произведение мастера зрелого периода, в котором он выступает великолепным рассказчиком, объединяющим основной темой множество занимательных эпизодов и символов.

Странник
Внешняя сторона боковых створок
дерево, масло, 135 x 90см.
музей Прадо, Мадрид, Испания

Бедный, истощенный крестьянин идёт по дороге. Все скромные пожитки — за спиной. Дорога полна опасностей:cзади, група воров привязывает прохожего к дереву, ограбив его; вдали, на холме, готова виселица, на которую страннику очень легко попасть; слева от странника, крестьянин играет на волынкe (символ ненасытности или споров) и танцующая пара(символизирующая опасность сексуального искушения).

И, как будто этого недостаточно, страннику угрожает злая собака. Отбиваясь от неё, бедняга, кажется, не видит, что мост, на который он собирается ступить, слишком ветхий, чтобы выдержать его.

В пессимистическом стиле, типичном для него, Босх напоминает зрителям, что мир чреват опасностями, и что человек, идущий по Дороге жизни, никогда не должен забывать о бдительности.

Внутри (триптих открыт) — тема продолжается.

Рай
Левая створка
1500-02гг, дерево, масло, 135 x 45 см.
музей Прадо, Мадрид, Испания

Сюжет левой части показывает библейскую историю создания первых людей и их изгнание из Рая.

Верхняя часть панели показывает Небеса. Бог наблюдает за ангелами. Непослушных — изгоняет, и они превращаясь в монстров, подобных крылатым насекомым, падают на землю.

Земля пустынна и суха, только в центре оазис, окружённый стеной. Это - Рай.
Слева — Бог создал Еву из ребра спящего Адама.
Ниже — встреча со Змеем-искусителем. И, как следствие, — изгнание из Рая. Адам и Ева пытаются скрыть наготу. Адам просит Ангела простить их. Но Бог так решил! И Ева со страхом и неуверенностью смотрит в будущее.

Центр
1495-1500гг, дерево, масло, 135 x 100см.
музей Прадо, Мадрид, Испания

Сюжет панели, видимо, основывался на старой нидерландской пословице: «Мир,— стог сена, и каждый старается ухватить с него сколько может». Это было первое крупное произведение мастера зрелого периода, в котором он выступает великолепным рассказчиком, объединяющим основной темой множество занимательных эпизодов и символов.
Здесь Босх показывает один из смертных грехов — Жадность, и то, что следует из неё: разногласия, насилие, убийство, гордыня, разврат и обман.
Ирония Босха в том, что в Нидерландах сено имело небольшую ценность и часто использовалось как символ бесполезности мирской выгоды. И выражeние "везти воз сена" с кем-то значило дразнить или обманывать этого человека.

По дороге, среди природы, свойственной Босху, движется воз сена.
Вверху Христос, благословляет людей на праведную жизнь. Все же, сцена ниже совсем не духовна.
На вершине стога, на заднем плане — обнимающаяся пара. Перед ними, под маской урока музыки, учитель соблазняет ученицу. Ангел молит о помощи, о прощении, что допускает всё это, но флейта демона побеждает.
А над ними символы греха: сова (зло, ересь) и кувшин (ненасытность)

А внизу торжествует Жадность. Каждый стремиться урвать побольше сена (благ).
Слева — Король и Римский папа (власть). Им не нужно бороться. Всё, что они хотят и сколько хотят, они берут силой власти.
Ниже — простой народ. Кто с вилами, кто с лестницей... И вот, уже драка! Жадность породила насилие. Человек с вилами пытается защититься от нападающего с ножом. Лежащему на земле — приставили нож к горлу. Монах отчаянно сдерживает женщину, избивающую другую.

Рядом с дорогой — сцены обычной жизни. Они говорят, что те, кто не участвуют в драке, безразлично наблюдают или не обращают внимания на происходящее.

Мужчина, возможно, пьяный, спит на коленях у женщины с ребёнком; жарится мясо на огне, а перед ним женщина моет ребёнка; дантист "лечит" пациента, а в правом углу ненасытный священник наблюдает за монахинями, которые наполняют большой мешок сеном.



Moved, lifted higher
Moved, my soul's on fire
Moved, by a higher love
 
HigherLoveDate: Четверг, 2006-05-04, 4:07 PM | Message # 11
Passion Devotee
Group: VIP
Posts: 1976
Reputation: 15
Status: ОффЛайн

Иероним Босх
(ок. 1460 -1516)
Бродяга (Блудный сын)
1510г., дерево, масло, диаметр 70.6см.
Музей Бойманс-ван Бейнинген, Роттердам, Нидерланды

В поздний период творчества Босх вернулся к теме странника на дороге. (см триптих "Воз сена")
Все же в отличие от его первой версии, здесь, за исключением рычащей собаки, все опасности духовны. Самая большая из них — таверна, которая символизирует порочный мир.

Типичная, для представления Босхом, таверна — это грязный дом, прибежище пьянства, похоти и разврата. Стоит лишь посмотреть на него: выбитые стёкла, покосившиеся ставни, дыры в крыше, обнимающаяся пара в дверях, и рядом человек справляет нужду. Свиньи у входа (и тогда признак грязи), курица роется в мусоре, а на крыше кувшин (у Босха — символ зла, сосуд греха) и лебедь на вывеске. Обычно эти знаки вывешивались, указывая на ТАВЕРНУ, веселый дом

Усталый, обносившийся путник лишь отдохнул немного и — прочь. Прочь от грешного, грязного места! За калиткой есть места получше!
У него с собой всё необходимое: короб с вещами, кошачья шкурка и свиная ножка за пазухой — от дурного глаза, нож — от врагов и посох.


Moved, lifted higher
Moved, my soul's on fire
Moved, by a higher love
 
HigherLoveDate: Четверг, 2006-05-04, 4:21 PM | Message # 12
Passion Devotee
Group: VIP
Posts: 1976
Reputation: 15
Status: ОффЛайн

Иероним Босх
(ок. 1460 -1516)
Сотворение мира
внешниий вид боковых створок триптиха

И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так.
10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что [это] хорошо.
11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.
12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что [это] хорошо.
13 И был вечер, и было утро: день третий.

Ветхий Завет Бытие 1

Триптих "Сад земных наслаждений" - самое известное и загадочное из произведений Босха. В 1593 г. его приобрел испанский король Филипп II, которому нравились работы художника. С 1868 г. триптих находится в коллекции Музея Прадо в Мадриде.

На внешней поверхности закрытых створок художник изобразил Землю на третий день творения. Она показана как прозрачная сфера, до половины заполненная водой. Из темной влаги выступают очертания суши. Вдалеке, в космической мгле, предстает Творец, наблюдающий за рождением нового мира…



Moved, lifted higher
Moved, my soul's on fire
Moved, by a higher love
 
HigherLoveDate: Четверг, 2006-05-04, 4:28 PM | Message # 13
Passion Devotee
Group: VIP
Posts: 1976
Reputation: 15
Status: ОффЛайн

Композиция левой створки продолжает тему сотворения мира и посвящена зарождению человека.
Бледные цвета закрытого триптиха сменяет буйство красок. Разные животные пасутся среди зелёных холмов, вокруг водоёма с причудливым сооружением. Это — Фонтан жизни, из которого выбираются на сушу разнообразные существа. На переднем плане, около Дерева познания, Бог представляет Еву удивлённому Адаму.

Как обычно у Босха, никакая идиллия не существует без предзнаменования зла, и мы видим яму с тёмной водой, кота с мышью в зубах (кот — жестокость, дьявол)

Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Влюбленные беззастенчиво предаются любовным утехам в водоемах, в невероятных хрустальных сооружениях, скрываются под кожурой огромных плодов или в створках раковины.

Великолепная по живописи картина напоминает яркий ковер, сотканный из сияющих и нежных красок. Но это прекрасное видение обманчиво, ибо за ним скрываются грехи и пороки, представленные художником в виде многочисленных символов, заимствованных из народных поверий, мистической литературы и алхимии.
Здесь есть пруд роскоши и фонтан, цветы абсурда и замки тщеславия. Пестрая кавалькада обнаженных фигур верхом на оленях, грифонах, пантерах и кабанах — не что иное, как круговорот страстей, проходящих через лабиринт наслаждений. Все эти персонажи и сцены, происходящие среди замысловатых комбинаций растений, скал, фруктов, стеклянных сфер и кристаллов, объединены между собой не столько внутренней логикой повествования, сколько символическими связями, смысл которых каждое новое поколение понимало по-разному.

Первым расшифровать это произведение попытался уже упомянутый Хосе де Сигуенса в 1605 г. Он считал, что в нем дан собирательный образ земной жизни человека, погрязшеro в греховных наслаждениях и забывшего о первозданной красоте утраченного рая и потому обреченного на гибель в аду. Монах предлагал снять с этой картины побольше копий и распространять их среди верующих для вразумления.

Правое крыло триптиха представляет Ад.
Сказочный рай центральной панели уступает кошмару Ада, в который волнение страсти преобразовано в безумие страдания. Как всегда у Босха при изображении Ада, горящий город служит фоном но здесь здания не просто не горят, скорее они взрываются, выбрасывая струи огня. Основная тема — хаос, в котором нормальные отношения перевернуты вверх дном, и обычные предметы.

Пара
обычных ушей,


несущих большой нож размалывает по тела проклятых, а ниже, на ледяном озере, человек балансирует на большом коньке, который несёт его к проруби.


Музыкальные инструменты (как символ сладострастия и разврата), превращены в орудия пытки.


Безобидный кролик(символ изобилия) держит на охотничьем рожке истекающую кровью жертву; рядом беспомощная мужская фигура борется с любовными
приставаниями свиньи, в одежде монахини.


Наконец, выше этой сцены

Птицеголовый монстр


пирует проклятыми и затем они погружаются в яму, обжору заставляют беспрерывно рвать в яму, тщеславную женщину ласкают монстры.

Необычным кажется Дерево-человек, в туловище которого устроена таверна, а голова поддерживает диск, на котором под звуки волынки мучают грешников.

"В этом ужасе нет спасения для погрязших в грехах " — говорит пессимистически Босх.


Moved, lifted higher
Moved, my soul's on fire
Moved, by a higher love
 
HigherLoveDate: Четверг, 2006-05-04, 4:33 PM | Message # 14
Passion Devotee
Group: VIP
Posts: 1976
Reputation: 15
Status: ОффЛайн
Просматривая увеличенные изображения створок, Вы прочтёте классическое (принятое специалистами) описание их содержания. Предлагаю прочесть ещё одно, интересное мнение.

С.М.Сандомирский

взято отсюда

Любое серьезное рассмотрение картины начинается с подробного описания всех персонажей ее, затем осмысления их и попыткой связать единой мыслью. Сначала бегло осмотрим триптих, поскольку персонажей множество.

На внешних поверхностях закрытого алтаря изображены две половины Земли на третий день творения. Это прозрачная сфера, до половины заполненная водой. Из воды выступают очертания суши. Вдалеке – Творец наблюдает за рождением мира.

Внутренняя поверхность левой створки посвящена зарождению растений, животных из воды. В центре створки изображен круглый водоем, украшенный причудливым сооружением, – это источник жизни, из которого порожденные существа выбираются на сушу. На первом плане Господь рассматривает только что созданных им Адама и Еву.

На правой створке дана фантастическая картина ада. Тьма, пламя дальнего пожара.

В центральной части царит атмосфера веселого карнавала, вселенского праздника любви, нежных любовных забав нагих молодых людей.

В чем смысл картины? Посмотрим критику.

Американский журнал по искусству «Смитсониан» пишет: «Триптих «Сад наслаждений», написанный, вероятно, между 1510 и 1515 годами, также вызывает не те чувства, которые стремился внушить его создатель. На взгляд современного зрителя, в центральной части триптиха царит атмосфера безгрешности; нежные забавы изображенных на ней нагих молодых людей навевают светлые, радостные чувства. Их лица по-детски искренни, мечтательны, счастливы, они развлекаются на виду у всех и предаются любви под сенью раковин и гигантских плодов. Однако для Босха и вообще для средневекового образа мыслей тот мир переполнен символами греха – птицы, рыбы и спелая клубника означают распутство и похоть, зло вопиет о возмездии. В качестве наказания за это Босх определяет самые жестокие пытки, до которых когда-либо доходило воображение человека. В последней части триптиха грешников натягивают на струны арфы, давят, зажимая между лютней и книгой, погружают в топь, их похищают дикие звери, клюет птица, целует свинья, грызут собаки, им перерубают шею, их протыкают мечом, топят в море огня. Никто не избегает кары, никому не удается спастись. Современный зритель не может не испытывать боли и гнева при виде наказания, которое так разительно не соответствует тяжести прегрешений».

Цитируемый автор возражает Босху, отрицая то, на чем художник вовсе не настаивает. Прежде следует разобраться в картине, чего наш критик даже не пытается сделать.

Детская энциклопедия пишет: «На внешней поверхности закрытых створок алтаря художник изобразил Землю на третий день творения. Она показана как прозрачная сфера, до половины заполненная водой. Из темной влаги выступают очертания суши. Вдалеке, в космической мгле, предстает Творец, наблюдающий за рождением нового мира… Композиция левой створки продолжает тему сотворения мира и посвящена зарождению растений, животных и человека. В центре створки, посередине земного рая, изображен круглый водоем, украшенный причудливым сооружением, – это источник жизни, из которого выбираются на сушу разнообразные существа. На первом плане Господь благословляет только что созданных Адама и Еву».

Рождение Земли, рождение жизни на Земле. Это хорошо, но не отмечен важнейший факт отсутствия традиционной сцены грехопадения первой пары и ее изгнания. Без осмысления причины этого «упущения» художника дальше двигаться нельзя.

«В центральной части триптиха раскинулся чудесный волшебный «сад любви», населенный множеством обнаженных фигурок мужчин и женщин. Влюбленные плавают в водоемах среди замысловатых конструкций; составляют невиданные кавалькады, оседлав оленей, грифонов, пантер, кабанов; скрываются под кожурой огромных плодов…»

Хорошо, но куда подевались дьяволы-искусители, чудовища и монстры, всегда присутствующие на алтарях Босха в подобных картинах грехопадения?

«На правой створке зритель видит ад. Эта композиция перекликается с изображением земного рая на левой створке, но их связь основана на контрасте. Здесь царит тьма, слабо озаренная пламенем дальнего пожара; исчезло изобилие природы, – ее сменила оскудевшая, вытоптанная земля. Фонтана жизни здесь нет – трухлявое «древо смерти» растет из замерзшего озера. Тут властвует не благой Творец (а где он властвует?), а птицеголовый дьявол, который заглатывает грешников и, пропустив их сквозь свою утробу, низвергает в бездну».

В этом нет внимания к деталям и осмысления картины.


Moved, lifted higher
Moved, my soul's on fire
Moved, by a higher love
 
HigherLoveDate: Четверг, 2006-05-04, 4:34 PM | Message # 15
Passion Devotee
Group: VIP
Posts: 1976
Reputation: 15
Status: ОффЛайн
Новейшая книга Босх, «Белый город», 2000, текст Доната Баттилотти, так описывает картину: «Этот триптих, – несомненно, самое загадочное и сложное по своей символике произведение Босха, породившее самые разные толкования и предположения относительно религиозной и сексуальной ориентации художника. Чаще всего эту картину интерпретируют как аллегорико-нравоучительное осуждение похоти… Босх рисует здесь картину ложного рая, буквально заполненного символами похоти, почерпнутыми в основном из традиционной символики, но отчасти и из алхимии – лжедоктрины, которая, равно как и плотский грех, преграждает человеку путь к спасению». «Братства, в деятельности которых принимал участие Босх, осуждали практику свободной любви, провозглашенную еретической сектой адамитов».

Ну, это совсем не товар! А для Европы таки и не к лицу.

Книга Бытия говорит: «всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так». Наивные представления авторов Бытия, вне всяких сомнений, не могли разделяться Босхом: плотоядные животные так устроены, что питаться травой не могут. А о птицах и говорить нечего: они тратят на полет столько энергии, которую может обеспечить только животная еда. Поэтому тотчас за моментом своего создания кошки устремилась за мышами, аисты и всяческие цапли – за лягушками, птицы – за червяками, а львы – за оленями. Что мы и видим у Босха. (Лев в глубине, над головой жирафа). Следовательно, зло, а поедание одного живого существа другим безусловное зло, заложено в природу самого живого существа, предусмотрено в плане самого Творца, и дьявол тут ни при чем. Второе, Бог создал Адама и Еву и предложил им размножаться. Позвольте, говорит Босх, как это возможно без взаимного влечения и безгрешным образом? Стало быть, взаимное влечение полов, греховность лежит в самой природе плодоношения, деторождения, и не может быть трактована как грехопадение. Как не было и змея. Давая в середине рая, в центре животворящего озера розовое сооружение неизвестного материала, художник в темную глубины его помещает сову – символа носителя злых, темных, несправедливых, греховных, если хотите, дьявольских моментов в планах, чертежах животных и человека, которые только и сделали возможными их создание, существование, размножение. Поэтому художник не дал сцену грехопадения, первую склоку взаимных обвинений и изгнания. Как Адам и Ева жили в раю, так и продолжали жить, только в реальном, земном раю, со всеми его радостями и заботами.

С этой необходимой для жизни парности животных поедаемых и поедающих, самцов и самок, мужчин и женщин художник начинает алтарь: при закрытых створках видим момент рождения Земли из ее половин – правой и левой, земли и неба. Затем мы видим, как при раскрытых створках небо на райском горизонте переходит на центральную часть, как и синие горы вдали и желтая земля. И только при приближении к нам в соответствии с правилами перспективы ландшафты становятся разными.

Итак, люди (по Босху) в первородном грехе невиновны, взаимное влечение мужчин и женщин лежит в их природе и заложено Творцом, отсюда праздничность, красочность, бесконечное разнообразие любовного карнавала.

Донат Баттилотти пишет: «Символика Босха настолько разнообразна, что невозможно подобрать один общий ключ к его картинам. Символы меняют значение в зависимости от контекста, да и происходить они могут из самых разных, порой далеких друг от друга источников – от мистических трактатов до практической магии, от фольклора до ритуальных представлений».

Так и должно быть в символике. Иногда не просто разобраться в символике картины, изучить язык художника, но это главная задача искусствоведа, способность решить которую говорит об уровне его профессионализма. А размышлять над символами, не привлекая с самого начала астрологию, значит, с первых шагов стать на путь домыслов. Второе, что следует иметь в виду, что художник не может применять образы, символы и прочие элементы живописного языка редкие, малоизвестные или известные очень узкому кругу лиц, поскольку картина пишется для широкого зрителя, а не для одного-двух знатоков редкостей. Значит, и мы обязаны и имеем возможность разобраться в Босхе.

Астрология делит год на двенадцать частей и каждую отмечает знаком зодиака. Каждой части соответствует одна из семи планет и соответствующие характеры людей: Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера, Сатурн, Солнце. Луна и Солнце имеют по одному месяцу, остальные – по два. В зависимости от восходящего или нисходящего Солнца каждая из планет (и ее символы!) оказывает положительное или отрицательное воздействие.

Центральная створка Сада наслаждений рассказывает о любви, следовательно, о людях, родившихся под знаком Венеры, или под другими планетами, но в какой-то мере обладающими теми же качествами.

Знак Венеры – окружность и крест под ним – восходит к египетскому иероглифу «жизненный ключ», но в эпоху Возрождения трактовался как зеркало, которое богиня Венера держит в руке. Из стихий к Венере относятся воздух и вода, из жизненных жидкостей: кровь, сперма, мокроты. Из вкусовых ощущений – сладкое, жирное и пряное. Определенные металлы, камни и растения. Фрукты приятные и сладкие: груши, фиги, гранаты. Животные: щенки, котята, кролики, овцематки, козы, козел, бык. Птицы: лебедь, трясогузка, пеликан, ворон, голубь, воробей, орел. Рыбы: известные своей похотливостью, любовью к малькам, имеющие пряный и приятный запах. Места: укромные источники, зеленые луга, цветущие сады, берега, курорты, танцевальные залы. Венера порождает красивых, статных любителей всяких увеселений. Они миролюбивы, щедры, снисходительны, склонны к затеям. Если же влияние Венеры дурное, то эти люди только трусливые сладострастные натуры; развратники, прожигающие жизнь. Их символ – перевернутое зеркало Венеры. Таким образом, каждый знак, каждый символ Венеры может нести положительное и отрицательное значение.

Другие источники (поверия, фольклор, сказания, пословицы, в том числе старинные голландские) дополняют перечень этих символов. Обращает на себя внимание как раз множество негативных их значений. Вот несколько из них.

/Двустворчатая/ /раковина/ – супружеская неверность. «/Сладострастные» плоды/: виноград, гранат, клубника, ежевика, яблоко. В этом видели распутство, плотские (чаще всего) наслаждения, преходящие радости. Ч/ерная клюющая птица /– символ похоти. /Рыба/ – лжепророки, распутство, похоть.


Moved, lifted higher
Moved, my soul's on fire
Moved, by a higher love
 
ФОРУМ | DEPECHE MODE | CLAN | » Обсуждения и флейм ("бла-бла-бла") » Общение и обсуждения » Art Therapy (Всё об искусстве( о художниках, картинах, выставках))
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск: