Легенда американского индастриала, продюсер и музыкант Трент Резнор вместе с группой Nine Inch Nails совместили в первом российском концерте дикий кураж рок-н-ролла, выверенные компьютерные ритмы и гениальный световой сценарий. БОРИС Ъ-БАРАБАНОВ решил, что недавний концерт Metallica рано объявлять кульминацией концертного лета.
За два дня до концерта Nine Inch Nails в Лужниках корреспондент Ъ встретил лидера группы Трента Резнора на Старом Арбате. Овеянный мифами студийный гуру занимался тем же, чем на этой улице занимаются все гости с зарубежными паспортами: рассматривал матрешек. Ничто не выдавало в этом обычном на вид туристе креативного гения, сгенерировавшего саунд рока рубежа веков, давшего толчок карьере Мэрилина Мэнсона и Rammstein, составившего саундтреки для "Шоссе в никуда" Дэвида Линча и "Прирожденных убийц" Оливера Стоуна и наконец выпустившего в 2007 году пластинку "Year Zero", после которой границы между рок-альбомом, романом-антиутопией и сетевой игрой сделались символическими. За час до выхода Nine Inch Nails на сцену Трент Резнор назначил журналистам и представителям шоу-индустрии встречу за кулисами -- в одной из раздевалок МСА. Присутствующие внутренне напряглись, когда незадолго до прихода звезды специально обученный человек вдобавок к ароматическим свечам возжег в помещении индийские благовония. Дышать стало трудно. Однако музыкант явился на "meet&greet" в джинсах и футболке и был крайне прост в общении. Формат "встречи прогрессивного западного художника с представителями интеллигенции" не предполагал фотосъемки и включенных диктофонов, и это было к лучшему. Более расслабленной, неформальной и в то же время содержательной встречи трудно было и желать.
Господин Резнор ни на секунду не дал понять немногочисленным участникам беседы, что встреча записана в контракте, ни разу не взглянул на часы, он не говорил дежурных фраз, уделил внимание каждому, пообещал интервью по телефону всем журналистам, с которыми не успел пообщаться, и расписался даже на тех экземплярах CD "Year Zero", которые не меняют цвет от прикосновения пальцев, то есть фактически на пиратских. Ъ Трент Резнор сообщил, что по мотивам "Year Zero" и придуманной вокруг альбома мифологии сейчас снимается телесериал, который должен появиться на экранах в 2008 году, но к съемкам музыкант не имеет прямого отношения -- он занят записью нового диска, который станет второй и последней частью истории, начатой в "Year Zero".
Два дня, которые Nine Inch Nails провели в Москве, состояли отнюдь не только из прогулок по туристическим кварталам и светской жизни. Большую часть времени группа посвятила саундчеку. Малая спортивная арена Лужников -- это вообще-то домашняя площадка хоккейного клуба "Динамо", холодная коробка, в которой корреспонденту Ъ нормальный звук на концертных мероприятиях не доводилось слышать никогда. До 1 августа 2007 года. В этот день Nine Inch Nails сотворили здесь то, что не удалось ни российским группам "Алиса" и "Король и Шут", ни зарубежным гастролерам Whitesnake и Misfits. От первой до последней секунды выступления Nine Inch Nails звук и свет были идеальными во всех точках зала.
В 20.29 в динамиках еще играла легкая музыка, но настоящие поклонники, знающие повадки Nine Inch Nails, уже всеми органами чувств были обращены к сцене. В 20.30 веселую песню прервали на полуслове, свет под потолком погас, в окутавшем сцену дыму замелькали темные фигуры -- группа начала концерт с инструментальной композиции "Hyperpower" и без перерыва перешла к "The Beginning Of The End". Сразу стало ясно, что у Nine Inch Nails не только выверен каждый звук, но и точнейшим образом прописана световая партитура. Первые четыре композиции были сыграны в перекрестном огне однотонных лучей, суровая черно-белая картинка напоминала комикс "Город грехов". Все музыканты находились в постоянном движении, в мерцающих клубах дыма сложно было даже сориентироваться, сколько человек на сцене и кто за какой инструмент отвечает, только профиль лидера группы четко вырисовывался у микрофона. Трент Резнор пел и бил в бубен.
Когда дело дошло до хита "March Of The Pigs", к черному и белому цвету в палитре концерта добавился грязно-оранжевый, а один из ключевых номеров в творчестве Nine Inch Nails -- "Closer" -- звучал со сцены, целиком окрашенной красным. Ни один нюанс аранжировки, ни один поворот мелодии не остался не отмеченным световым эффектом. Если Москва и видела когда-либо столь мощную работу светоинженеров, то только на концертах Мэрилина Мэнсона -- человека, первые альбомы которого продюсировал Трент Резнор. В самом центре зала, в специально огороженном "загоне" у светового пульта работал худощавый молодой человек в очках. Этот господин в первые же минуты шоу стянул с себя футболку, обнажив киберпанковскую татуировку во всю спину, и весь концерт прыгал и "рубился" на своем рабочем месте не хуже музыкантов на сцене, успевая работать всеми десятью пальцами. Пот стекал прямо на пульт, и время от времени светоинженер вытирал его футболкой.
После песни "Gave Up" зал погрузился во тьму. Рок-н-ролл, пусть и исполняемый при существенной поддержке компьютеров, на время уступил место звукам совсем искусственного происхождения. В начале "индустриальной" части шоу на сцене проявились три зеленых прямоугольника. На их фоне возникли темные силуэты музыкантов за клавишными и лэптопами. Для зловещей низкотемповой композиции "Me, I`m Not" группа выбрала визуальное решение, напомнившее о статичных роботах Kraftwerk. При этом световой фон слегка колебался, словно это был неустойчивый телевизионный сигнал, и контуры почти неподвижных фигур артистов то и дело расплывались. Во время исполнения песни "Eraser" музыканты оказались позади широкого полупрозрачного экрана, по которому бежали волны телепомех. Композицию "Only" Трент Резнор исполнял, переодевшись в белую рубаху, он словно прорывал ткань, состоящую из эфирного "снега".
На песнях "Wish" и "The Good Soldier" группа вернулась к рок-н-ролльному звучанию. Световая свистопляска вошла в русло "традиционной" концертной сценографии, которая в случае Nine Inch Nails казалась даже консервативной. Перед тем, как исполнить песню "The Hand That Feeds" со строчкой "Укусишь ли руку, которая тебя кормит? Вцепишься ли в нее до крови?", Трент Резнор произнес: "Fuck George Bush!". Бис состоял из главной песни Nine Inch Nails -- "Hurt", которую сделал одним из главных текстов американской музыки перепевший ее покойный кантри-герой Джонни Кэш. Трент Резнор исполнял "Hurt" на фоне экрана с падающим снегом -- не телевизионным, а вполне реальным снегом, холодным, хоронящим под собой все живое. Такой зрительский хор в Москве можно было слышать разве что на Depeche Mode.
Трудно поверить в то, что три с половиной, максимум четыре тысячи пришедших на концерт зрителей "отбили" затраты устроителей на это грандиозное представление. Концерт Nine Inch Nails был уникальным актом меломанского единения и, наверное, благотворительности промоутеров -- спонсоров у концерта не было. Трудно сравнивать МСА с соседней Большой спортивной ареной, где не так давно играла Metallica, но концерты эти вполне сопоставимы. В отличие от господ из Metallica, Трент Резнор и его коллеги выглядели не усталыми монстрами из прошлого века, метающими дежурные громы и молнии, а порождением сегодняшнего безумного мира. Процент ностальгии в скромном по меркам Metallica шоу Nine Inch Nails был гораздо меньше, а процент, простите, интеллекта -- выше. В конце концов, где еще увидишь, как инженер по свету раздает автографы и записывает телефоны девиц наравне с музыкантами группы.