Ставка на ADSL
Спецификой российского рынка широкополосного доступа (ШПД), по словам аналитика J’son&Partners Бориса Овчинникова, является ограниченность применения тех технологий, которые получили наибольшее распространение в других странах для обеспечения выделенного доступа в секторе частных пользователей. Более того, эти технологии, вероятно, не будут популярны у нас и в дальнейшем. Например, сети кабельного телевидения (КТВ), которые в ряде стран являются основным каналом широкополосных подключений, в России мало распространены. К тому же большая часть из них практически не приспособлена (по своему техническому уровню и состоянию) для передачи данных.
Понемногу развивается и мобильный интернет. Однако реально в России работает только низкоскоростная технология GPRS (на подходе более скоростная — EDGE), и предвестник сетей третьего поколения — технология IMT-MC-450 (CDMA 1X), которая используется оператором «Скайлинк» на ограниченной территории. Появления же полноценных сетей 3G в России стоит ожидать, по-видимому, не раньше начала 2007 года.
Медленнее, чем в других странах (в том числе и в странах Центральной Европы) происходит в России развитие ADSL-доступа в интернет. Основные тормозящие факторы — это высокая цена подключения, «неповоротливость» традиционных операторов и пр. В перспективе может возникнуть проблема, связанная с недостаточной пропускной способностью телефонной сети на «последней миле».
Между тем, мировой опыт показывает, что для оператора, который имеет сеть доступа, основанную на медной инфраструктуре, наиболее экономически выгодный способ решения задачи ШПД связан с использованием технологии ADSL. Такими операторами в России являются компании, входящие в холдинг «Связьинвест». Что же препятствует росту числа широкополосных подключений на базе этой технологии в целом по стране?
За исключением нескольких городов, у традиционных операторов фактически нет конкурентов, и они продолжают занимать монопольное положение на рынке широкополосного абонентского доступа по медным кабелям. В условиях постоянного роста абонентской платы за стационарный телефон, темпы роста которой существенно опережают темпы инфляции, межрегиональным компаниям (МРК) «Связьинвеста» нет особой нужды развивать широкополосный доступ. На сегодняшний день абонентская плата за телефон без НДС составляет около 150 рублей. Монополисты мотивируют ее повышение тем, что себестоимость эксплуатации одной телефонной линии составляет около 200 рублей, и предлагают увеличить ежемесячные платежи примерно до $10. В результате минимальная абонентская плата за ADSL у региональных компаний, по данным Института развития информационного общества, более чем в 3 раза превышает абонентскую плату в Москве и Санкт-Петербурге. А с учетом существенно более низких доходов в регионах «широкополосный разрыв» между центром и регионами еще более увеличивается.
По доле широкополосных подключений среди всех подключенных домохозяйств (более 20%) лидируют такие города, как Москва, Екатеринбург, Челябинск, Томск, Красноярск и др. Вместе с тем, в список городов-аутсайдеров, в которых выделенный доступ в интернет из дома по-прежнему остается экзотикой (менее 5% среди всех подключенных домохозяйств), попали такие относительно развитые в экономическом плане города, как Нижний Новгород, Самара, Пермь и др. По мнению Бориса Овчинникова, этот результат является, прежде всего, следствием низкого уровня развития домовых сетей в этих регионах.
Среди других регионов России московский рынок услуг ШПД является как наиболее развитым, так и наиболее изученным. По оценкам J’son&Partners, в 2004 году в Москве насчитывалось более 200 тысяч домохозяйств, имеющих выделенные подключения в интернет. Таким образом, на столицу приходилась примерно половина всего российского рынка домашнего «бродбэнда». Рост количества подключений в 2004 году составил около 100%; в 2005 году, по прогнозам J’son&Partners, он ожидался на уровне 80% в год. В последующие годы относительные темпы роста начнут замедляться, однако количество ежегодно подключаемых домохозяйств будет расти и в дальнейшем. В результате к 2008 году оно достигнет пиковой отметки 300-350 тысяч в год. При этом доля Ethernet-сетей, хотя и будет сохранять лидерство, постепенно сократится с 75% до 50-55%.
В январе 2005 года выручка московских провайдеров широкополосного доступа впервые превысила выручку провайдеров коммутируемого. В мае 2005 года в столице насчитывалось порядка 500 тысяч «домашних» широкополосных подключений, что составляет 45% от всех подключенных к интернету домохозяйств (рост 35% с начала года). На тот момент 32% подключений приходилось на технологию ADSL, 4% — на кабельное ТВ, а остальное — на Ethernet-провайдеров («домовые сети»). По мнению Бориса Овчинникова, рынок успешно развивается, и даже осенний бум 2004 года, связанный с безлимитными тарифами от "МТУ-Интел", не исчерпал полностью ресурсы роста. Правда, о росте за год на 100-200%, считает он, наверное, уже говорить не придется.
Технологии широкополосного доступа в Москве, 2005
Ожидать всплеска активности от МРК следует, по-видимому, не раньше 2006 года, когда в «Связьинвесте» обозначится какая-то единая стратегия в области DSL-доступа. Это, по мнению некоторых экспертов, позволит в течение последующих пяти лет приблизительно в 2 раза увеличивать количество установленных DSL-линий и в итоге довести их количество до 3,2 млн. к 2010 году. Впрочем, результаты могут совсем иными, как в большую, так и в меньшую сторону. Оптимистичный сценарий может реализоваться в случае более активного продвижения альтернативных технологий, например беспроводных (3G, WiMAX, спутниковые); пессимистичный — в случае очередного экономического кризиса. Впрочем, ряд экспертов настроен весьма оптимистично. Так, Борис Тышкевич, представляющий компанию CommuniGate Systems, отмечает значительный рост количества широкополосных подключений, и как следствие — падение их цены. Он не сомневается, что российские регионы через какое-то время повторят тот путь, который прошла Москва. Рост интереса к широкополосным подключениям будет связан в том числе и с появлением новых услуг, которые можно получить через интернет. Среди таких услуг г-н Тышкевич особо отметил услуги персональной коммуникации: «Если раньше у пользователей интернета была возможность коммуницировать только через электронную почту или ряд разрозненных систем передачи мгновенных сообщений, то вместе с набором критической массы широкополосных соединений появилась существенная группа клиентов, готовых воспринять услугу передачи голоса».