SITE LOGO

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Модератор форума: LEX  
Art Therapy
HigherLoveDate: Четверг, 2006-05-04, 4:34 PM | Message # 16
Passion Devotee
Group: VIP
Posts: 1976
Reputation: 15
Status: ОффЛайн
Обратимся к центральной части.

Центр алтаря полон радости и доброты самой благожелательной и самой реальной. Мир желаний, мечтаний, безудержных веселых фантазий, светлых выдумок людей. Все создано для их удовольствий, радости, целомудренного счастья, наслаждений. В центральной створке насчитывается около сотни сцен. Велико желание описать все, потому что это интересное занятие, но необходимость ограничить рассмотрение картины заставляет повременить с этим. Обратим внимание зрителя на главное.

Известно, что вода, мягкое, округлое несут женского начало, а твердое, выступающее, продолговатое, суша – мужское. В центре картины расположен круглый водоем – чисто женский символ, – заполненный девушками. Черная девушка с царственным павлином на голове подняла вверх яблоко – вот смысл жизни! Перед нею несколько девушек с яблоками на головах. Группа девушек в центре с аистами на головах. Как красивая водоплавающая птица, она родственна женщине. Играющая в воде пара. Несколько девушек с золотыми волосами с черными воронами на головах – птицами мудрости и любви.

Вокруг водоема – главный аттракцион – веселая кавалькада мужчин и женщин верхом на всевозможных животных. Животные реальные (кони, олени, лев, рысь, верблюд, кабан, медведь) и фантастические, но все сильные, гибкие, быстрые. Коза и олень с аистами на спине. Все резвятся, кто во что горазд. В руках муляжи огромных рыб, громадные фрукты, птицы на головах и ветках, яйцо (символ размножения) на голове… Вокруг – коллективные аттракционы со всевозможными огромными макетами: птица, оболочка ягоды, кит. Зрителей нет, все участники, включая птиц и зверей.

Выше кавалькады расположено озеро с четырьмя протоками с высоким сооружением на каждом из них. Это четыре стороны света, пронизанные женскими и мужскими началами. Здесь несколько групповых развлечений, но в большинстве развлекающиеся пары.

Иероним Босх дает кусочек неба, в котором летающие люди или на грифонах с атрибутами любви. В переводе на язык слов, это значит: человеческая, плотская, чувственная любовь – это полет духа, высшая форма его существования. Пояснением, развитием этой формулы служит все остальное.

Ближе к нам слева второй водоем со всякими сценами, но в центре его любовная пара. Слева группа огромных озерных птиц (селезень, утки, зимородок, удод), то есть с женским началом. Здесь несколько размышляющих, сомневающихся людей, вот-вот готовых присоединиться к остальным, но пребывающих в нерешительности.

На переднем плане мужчины и женщины группами, парами, одиночные. На виду и уединившиеся в огромных плодах, бочке, шалашах, причудливых сооружениях. Везде неизменные огромные и небольшие плоды и оболочки клубники, граната, ежевики, яблок, рыб, цветов. Птицы держат в клювах ветки с плодами ягод и скармливают их желающим. Вкушающие плоды или находящиеся в соседстве с ними, рыбами и другими символами любви означают любовные игры и наслаждение любовью. Сцены, весьма целомудренные, за исключением нескольких. Откровенно эротическая – слева в центре трое под прозрачным зонтиком.

Обнаженные люди – это вовсе не вульгарный групповой секс (говорящие о нетрадиционной сексуальной ориентации художника могут не беспокоиться) или нечто непотребное, а тайные, сокровенные желания, устремления, фантазии, плотские, любовные томления и желания. Уединившиеся пары если и скрыты за стеклянными стенками, то означает, – все понимают причину их уединения, а не есть любовь на виду у всех.

Сова присутствует несколько раз (слева ее обнимает мужчина, справа она на голове у танцующих, несколько сов в кавалькаде) и заставляет вернуться мыслями в Эдем. Сова, сыч, лунь – это птицы тьмы, ночи, таинственных превращений, свидетели и участники дьявольских дел. Сова боится дневного света, обитает в старых разрушенных строениях, ей приписывают демоническое значение. Она символ опустошения и несчастья. Но сова – символ Минервы (Афины), великой богини античности, олицетворяющей мудрость. Она символ Тиля Уленшпигеля, весельчака и бродяги, высмеивавшего глупость, невежество, суеверия. В сове воплотились силы тьмы и мудрости. **

Зритель скажет – как же, ведь наиболее повторяемые предметы, это клубника, ягоды, огромные рыбины, ежевика, которые есть откровенные символы преходящих радостей, разгульного веселья, плотских наслаждений, но и распутства, похоти. Сошлемся на мудрость народа, воплотившего в Венере качества положительные, которые в определенных условиях могут стать отрицательными. Молодой Босх говорил о семи смертных грехах. Теперь бы он сказал по-иному: надо стремиться, чтобы гордыня стала благородной гордостью, скупость бережливостью, чревоугодие аппетитом, лень поэтической мечтой, гнев живостью, а зависть соревнованием. Но сейчас разговор о главном, – о любви. Ханжи создали много символов похоти, но ни одного символа любви. Воспользуемся этими символами, и будем стремиться, чтобы похоть стала любовью, тем более что они родственны.

Религиозная нравственность сочла взаимное влечение мужчин и женщин грехом. Босх на это отвечает: грех есть то, что разрушает человека, несет несчастья, болезни, страдания и смерть. Приносит ли любовь кому-нибудь страдания, горести? Босх отвечает, – нет. Кроме одного эпизода супружеской неверности (мужчина несет раковину с женой и любовником, с чем он вынужден считаться и смиряться), других бед нет. Царит атмосфера безгрешности, нежности, радости. Все лица искренни, заботливы, внимательны, счастливы. Нет ни одного недовольного, хмурого, злого лица или безобразного тела. Какой угрюмый ханжа скажет, что здесь греховодство и похоть? Кому-то больше по душе обниматься с Мудростью (совой слева), а не женщиной? Пожалуйста, отойди в сторонку и обнимайся. Какой-то паре захотелось поговорить о бренности? Вот вам удобная пещера (с правого края внизу), располагайтесь и обсуждайте. Не читайте никому моралей, как никому уже давно не читает моралей сам художник, и никому не мешайте. Но можете присоединиться к любой компании по своему вкусу. Ибо то, что называют грехом любострастия и есть сама жизнь, суть ее.

Если любовь считать грехом в чисто нравственном плане, не имеющим отрицательных последствий, то это такой грех, без которого невозможна жизнь не только человека, но ни растительная, ни животная. Это грех, заложенный в земные организмы самим Творцом всего живого. О чем и говорит художник картиной рождения Земли и картиной Эдема. Вот почему в центре Эдема – сова.

Обратимся к правой створке. Детская энциклопедия утверждает: «На правой створке зритель видит ад». Сначала выясним, что такое ад? Человек умирает и если его душа попадает в ад, то это не страшно, поскольку на эфемерную душу физические силы не действуют. Или там тело полностью восстанавливается и живет полнокровной адской жизнью? Смотрим у Босха. В правом углу вполне земной мужчина, без каких либо признаков кончины отпихивает от себя свинью. Свинья эта – простейшая метафора доминиканского монаха (судя по головному убору), состряпавшего донос на ближнего – некоего «еретика». Его имущество он надеется присвоить, и с этой целью пытается подписать пасквиль у нашего «адского мученика». Тут же и донос со всеми печатями, и чернильница, и гусиное перышко. В ушко бедняге свинья нашептывает, как чудненько они поделят добро. Держащий чернильницу мерзавец – помощник монаха, изображен в виде чудовища, поскольку он и есть нравственное чудовище. В натуре он так же не вполне респектабельный господин, а некий физический урод, о чем говорит отрезанная ступня, висящая на шлеме. Адского в этой сцене – лишь безмерная корысть и подлость вполне земных обывателей.

Следующая «адская сценка» столь же реальна. Собрались игроки в азартные игры: карты, кости, триктрак. Властвует демон наживы (он в центре в черном): пускаются в ход крапленые карты, фальшивые кости, шулерские приемы и прочие ухищрения алчности. Как всегда, все заканчивается расплатой и выяснением отношений: мордобоем, поножовщиной, убийствами, продажей женщинами себя. Разгул дьявольских сил наживы, зависти, жадности, злобы, дикости. В других сценах художник говорит о человеческой жадности, транжирстве, обжорстве, душевной холодности и равнодушии к несчастиям других, наушничестве и доносах. Большой кусок картины посвящен осуждению увлечения музыкой и наказаниям музыкантов. Может быть это плохие музыканты? Картина ада воспроизводит земную жизнь, настоящие человеческие грехи, в которых виноваты они сами, несущие несчастья, потери, болезни, горести их носителям и окружающим. Художник настаивает, что расплата за прегрешения настигнет не где-то в далеком фантастическом небытии, а здесь, на земле, и заставит согрешивших пожалеть о содеянном.

Суммируем сказанное. /Библия/ говорит, что грешным человек стал очень скоро после своего появления на земле. Босх утверждает, что взаимное половое влечение людей не только неудачный пример первого греха, но таковым вообще не является. Нет греховности и в пожирании животных друг другом, поскольку кошка, птица, лев изначально созданы плотоядными. Женщину художник ставит в центре мира и сопоставляет с животворящим сосудом, морем и водой, которые породили первых животных. Но дать другую жизнь женщина может через любовь, взаимное притяжение мужчин и женщин. Любовь – основание бытия, придает жизни важность, уверенность, организованность, несет в себе радость, веселье, удовольствие. /Сад наслаждения/ – гимн женщине и любви – дань благодарного художника своей невесте, красавице и богачке, имевшей смелость ответить на любовь скромного художника и ставшей для него жизнью и духовной опорой. Наверняка, неизменной моделью. Имя ее Алейт Гойартс ван дер Меервенне. Во многих отношениях, и в отношении к женщине в частности, Босх близок к одному из высших образцов живописца и человека – Веласкесу, создавшему лучшее изображение женщины.

А грехи? Это совсем иное. Это корысть и подлость, душевное уродство; азарт игры, когда человек теряет голову, способен на любой обман и преступление. Душевная черствость, холодность. Когда женщина торгует своим телом; стряпают доносы и наушничают. Грех лени и непрофессионализма, когда музыкант не владеет инструментом, художник – кистью, писатель – пером, искусствовед не способен внимать художнику и не знает своей науки понимания предмета искусства. Заселившие ад Босха чудовища, монстры, уроды, ожившие мертвые существа всего лишь фантастические воплощения этих духовных уродств и человеческих несовершенств. И не где-нибудь и когда-нибудь, и, может быть, очень скоро, здесь, на земле, в нашей жизни, за греховные деяния придется расплачиваться.


Moved, lifted higher
Moved, my soul's on fire
Moved, by a higher love
 
HigherLoveDate: Четверг, 2006-05-04, 4:36 PM | Message # 17
Passion Devotee
Group: VIP
Posts: 1976
Reputation: 15
Status: ОффЛайн


Иероним Босх
(ок. 1460 -1516)
Молитва Святого Иеронима

Около 1505 г., дерево, масло, 80,1 x 60,6 см
Музей изящных искусств, Гент, Бельгия


Легенда украшала жизнь Св.Иеронима, отшельника и ученого, историями об искушениях, которым он подвергался в пустыне, его видениях и льве, которого он приручил, удаляя шип из его лапы.


Moved, lifted higher
Moved, my soul's on fire
Moved, by a higher love
 
HigherLoveDate: Четверг, 2006-05-04, 4:37 PM | Message # 18
Passion Devotee
Group: VIP
Posts: 1976
Reputation: 15
Status: ОффЛайн


Иероним Босх
(ок. 1460 -1516)
Св.Христофор несёт Младенца Христа
1500ые гг., дерево, масло, 113 x71,5 см.
музеи Боиджманс Ван Беунинджен, Роттердам

Сюжет этой картины основан на легенде о Св.Христофоре
Младенец Христос, с нимбом и крестом, поднял руку благословляя Христофора.
Христос обещал, что посох гиганта будет цвести, и зеленые побеги уже появились.

В легенде не упоминаются другие детали, которые Босх показал, и их нелегко объяснить. Человек,слева, поднимающий медведя, - охотник. Убитого медведя одному не унести, а от зверей нужно сохранить. Сцена может напоминать о службе Христофора у короля. Тогда он встретил охотников и помог им.
Справа - отшельник набирает воду. О нём упоминается в легенде. Его дом на дереве очень странной формы.
Из руин показался демон (сатана?); голый человек бежит от него. Возможно , это напоминание, что Христофор служил у сатаны.


Moved, lifted higher
Moved, my soul's on fire
Moved, by a higher love
 
HigherLoveDate: Четверг, 2006-05-04, 4:39 PM | Message # 19
Passion Devotee
Group: VIP
Posts: 1976
Reputation: 15
Status: ОффЛайн


Иероним Босх
(ок. 1460 -1516)
Cвятой Иоанн Богослов на Патмосе
1504-05гг., дерево, масло, 63 x 43,3 см.
Берлин-Далем, Государственные музеи, Германия

Cв.Иоанн Богослов сидит на холме. Он держит открытую книгу и перо; он,провидец и пророк, пишет Откровения.

Вдали пейзаж низовьев Рейна, но здесь — это осторов остров Патмос, где Cв.Иоанн увидел Апокалипсис. Ангел указывает на небо, где появилась символ Апокалипсиса.
Начиная со Средневековья это небесное видение было идентифицировано Мадонной. Птица в нижнем углу - ссылка на символическое животное Cв.Иоанна, орла. Птица охраняет принадлежности для письма, которые демон пробует украсть.


На обратной стороне картины изображены сцены Страстей Христовых:


мука в Саду, арест, Иисус перед Пилатом, бичеванием и несение креста, распятие и погребение.
В центре — орёл, кормящий птенцов собственной кровью, символ жертвы Христа для человечества, горящий огонь указывает путь к вере.


Moved, lifted higher
Moved, my soul's on fire
Moved, by a higher love
 
HigherLoveDate: Четверг, 2006-05-04, 4:40 PM | Message # 20
Passion Devotee
Group: VIP
Posts: 1976
Reputation: 15
Status: ОффЛайн

Иероним Босх
(ок. 1460 -1516)
C.Иоанн Креститель в размышлении
1504-1505гг., дерево, масло, 48.5 x 40 см.
Музей Лазаро Гальдиано, Мадрид, Испания

Как многие из его современников, для большего воздействия на зрителя, для выражения борьбы добра и зла, Босх показывал библейские сюжеты на фоне привычного людям пейзажа. Он часто заменял виды Иерусалима, пустыни на панораму простого голландского города, реки, холмов. Примером является и эта работа.

Cв.Иоанн Креститель находится в дикой местности, мало похожей на Палестину 1-ого столетия. Святой лежит среди холмов, на сочной траве.
Миссия его (как Предшественника) ясна по его взгляду на ягнёнка.(символ Христа)
Иоанн, "увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий".

Покой, необыкновенно красивая природа, мясистые плоды , безразличный взгляд Святого передают обстановку лени. Но в этой пасторальной сцене есть элементы угрозы. Почти незаинтересованный взгляд на Ягненка - Бога, и положение Ягненка говорит о духовной слабости, к которой склонно все человечество.
Действительно, чувственная природа, мясистые плоды, окружающие Иоанна, показывает привлекательности альтернативы, которую жизнь плоти предлагает жизни духа. И Иоанн, предшественник Христа, расслабляется перед лицом искушения


Moved, lifted higher
Moved, my soul's on fire
Moved, by a higher love
 
HigherLoveDate: Четверг, 2006-05-04, 4:41 PM | Message # 21
Passion Devotee
Group: VIP
Posts: 1976
Reputation: 15
Status: ОффЛайн

Иероним Босх
(ок. 1460 -1516)
Искушение Святого Антония
1495-1500гг. , дерево, масло, 58 x 33см.
музей Прадо, Мадрид, Испания

Св. Антоний Великий - святой, отшельник, был наиболее любим Босхом.



Moved, lifted higher
Moved, my soul's on fire
Moved, by a higher love
 
HigherLoveDate: Четверг, 2006-05-04, 4:52 PM | Message # 22
Passion Devotee
Group: VIP
Posts: 1976
Reputation: 15
Status: ОффЛайн

Иероним Босх
(ок. 1460 -1516)
Христос, несущий крест
1515-16гг., дерево, масло, 76.7 x 83.5 см.
Музей изящноих искусств, Гент


Уверенность Босха в распростроняющемся зле вдохновляет его на группу картин, показывающих Христа и святых страдающих от мучений демонов или насмешек людей. Эта картина - одна из наиболее известных.
Озверелая толпа готова разорвать человека, который не убил, не украл!
Среди этого кошмара, Христос и Вероника кажутся спокойными и отстранёнными. Их глаза закрыты, они ушли мыслями к Богу.

Это было последнее произведение Босха

Cв.Вероника, согласно легенде, вышла из толпы и взяла свою вуаль (или льняной платок) и вытерла пот с лица Христа, когда он нес свой крест на Голгофу. Его лик чудесным образом запечатлелся на платке. Предполагаемый платок хранится, как святая реликвия, в соборе Св. Петра в Риме.


Moved, lifted higher
Moved, my soul's on fire
Moved, by a higher love
 
HigherLoveDate: Четверг, 2006-05-04, 4:54 PM | Message # 23
Passion Devotee
Group: VIP
Posts: 1976
Reputation: 15
Status: ОффЛайн

Иероним Босх
(ок. 1460 -1516)
Увенчание терновым венцом
1508-09гг., дерево, масло, 73 x 59 см.
Наиональная галерея, Лондон, Англия

Четыре мучителя окружают Христа. Лица выражают их чувства, характеры. Здесь не только гротеск, но и символы. Мучители Христа часто сравнивались с дикими животными и на одном из них — ошейник. Полумесяц (фигура слева, внизу) отмечает противника христианства. Поясные фигуры, создают впечатление тесноты. Кажется, мы чувствуем как тесно сдавлен Христос, как толкают и рвут на нём одежду.

А ОН спокойно смотрит на нас, как будто говорит что-то глазами . Какой контраст со звериными лицами!



Moved, lifted higher
Moved, my soul's on fire
Moved, by a higher love
 
АлександрDate: Пятница, 2006-05-05, 0:00 AM | Message # 24
Revelator
Group: Co-Mоde-ратор
Posts: 1400
Reputation: 13
Status: ОффЛайн
Кстати.... Именно этот художник являлся вдохновителем Антона Корбина на создание образов в клипе Walking in my shoes. Уродливые лица персонажей, птица с головой человека и многое другое в клипе присутствуют на картинах Босха. Также картины Босха оказали влияние на Дэйва Гэана. Он тоже увлекается живописью и в своё время он рисовал на всём: стенах, полу, потолке своего дома... Возможно, что Дэйв этим занимается и по сей день...
Босх вдохновил многих артистов на создание кино, музыки и особенно полотен... В Голандии многие копировали стиль его рисования... Есть даже музыкальная группа названная Иеронимус Босх.
Attachment: 19695756.gif (39.5 Kb)


BOOM CHA!!!

Post edited by Александр - Пятница, 2006-05-05, 0:03 AM
 
HigherLoveDate: Пятница, 2006-05-05, 0:10 AM | Message # 25
Passion Devotee
Group: VIP
Posts: 1976
Reputation: 15
Status: ОффЛайн
Александр, clap Да, именно Босх вдохновил Антона Корбийна на подобное творчество:
wink И не только на это!


Moved, lifted higher
Moved, my soul's on fire
Moved, by a higher love
 
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Поиск: